japaned one
японутая
В среду мы всем нашим небольшим курсом в сопровождении двух преподавательниц японского языка ездили в японскую школу, чтобы попросвещать японских детей на различные темы. Так как это всё же дети и так как наше владение японским ещё не настолько хорошо, чтобы толкать слишком замудрёные речи, темы были не слишком сложные. В частности, наша мини-группа рассказывала о диких животных/птицах. Точнее, о пяти диких (рысь, ёж, выдра, дикий кабан, беркут) и одном домашнем (лошадь).

Были мы в четвёртом классе начальной школы (хотя, в принципе, в средней и старшей школах четвёртого класса нет по определению))), но дети на десятилетних не тянули ва-абсче… Я не говорю про того, у которого, судя по всему, карликовость, а про всех детей в целом. На мой (да и не только) взгляд, это были в лучшем случае 7-8-летние детишки. Причём, дети из других классов произвели на моих однокурсников примерно то же впечатление: выглядят года на 2-3 младше, чем ожидалось. Но, наверное, именно это и позволяет японцам в 40 лет выглядеть в глазах иностранцев максимум на 25 )))

Сама школа была… даже не знаю, какая ))) Ну, конечно, не такая, как, например, те, в которых училась я, но в принципе, меня ничего особо не шокировало. А если учесть, что там и детский сад, и все классы начальной, средней и старшей школы в одном здании представлены были, то ни выставка кривоватых аппликаций и оригами, ни «доска почёта» с фотографиями местных футбольных (или бейсбольных?) «звёзд» не должна удивлять )) Или, может, дело в периодическом просмотре школьных аниме/дорам? )) Но вот территория вокруг школы, конечно, впечатляет!.. Нам говорили про «школьный двор», но так, кмк, «школьный парк»! Причём довольно внушительных размеров (из окна, по крайней мере)) Но, как нам сказали, это всё же не типичная японская школа, т.к. и находится не в Японии, и дети в ней учатся не простые, а тех людей, которые по работе/службе находится за границей. Одним словом, элита.

Детки, надо сказать, все очень аккуратные и послушные. Только вот инициативность хромает ))) Хотя 1-2 активных человека в классе будет. У нас, например, было как минимум двое таких. Или даже точнее, было двое, которые были послушно-активные (поднимали руку и т.п.), и один, который был склонен выкрикивать с места. Интересное дело, но желание высказаться среди учеников нарастало, как снежный ком: чем больше человек уже сказали что-то, тем больше появлялось желающих тоже что-нибудь сказать. Даже если это было повторением того, что только что было сказано ))) Так, например, в конце нашего «доклада», когда учительница попросила детей дать нам feedback (как это по-русски?))), после двух раз «было очень интересно» и двух раз «я выучил несколько названий животных, спасибо за это» эти фразы повторились ещё как минимум по два раза ))) Итого получается восемь на одиннадцать присутствовавших учеников ))) Трое оставшихся добавили к одной из этих фраз ещё пару слов от себя ))) Но это всё равно было очень мило!

Немного бесполезной тратой времени и, так сказать, телодвижений мне показалось то, что дети, перед тем, как ответить на вопрос, не только поднимали руку, ждали, пока их спросят и вставали с места, чтобы ответить, но ещё и каждый раз задвигали свой стул под парту и вставали позади него. Причём, судя по рассказам однокурсников, такой порядок сохранялся как минимум до средней школы. Насколько я помню, у нас в школе было достаточно встать рядом с отодвинутым стулом…

Наш доклад занял примерно один урок. Следующий урок мы, согласно плану, отсидели вместе в остальными школьниками. Получили, так сказать, представление о японской методике преподавания в соответствующих классах и школьной программе. Мы присутствовали на уроке японского, тема занятия была – многозначные слова (по факту получились только глаголы, причём некоторые из которых лично для меня – омонимы, т.к. не только значения порой настолько разные, что их даже под метафору сложно подогнать, так ещё и корни записываются разными иероглифами, спасибо изобретательным китайцам))). Пока мы разобрались, в какую сторону листать (для нас совершенно бес)толковый словарь для начальной школы, в котором помимо японского/китайского направления чтения/листания справа налево ещё и статьи не по алфавиту, а (что, впрочем, неудивительно) по кане расположены, дети уже решали третье задание ))) Но зато какой бесценный опыт! ))) А ещё дети могли прочитать, кажется, больше иероглифов, чем мы :-D Не говоря уже о том, что словарный запас у них был несравненно больше нашего…

Во время обеда, пока мы ходили за своими «тормозками» с едой, дети (не без подсказки и помощи учительницы, я полагаю))) поставили парты таким образом, что образовалось как раз три группы, причём у каждой группы было по одному свободному месту, за которые нас, гайдзинов, собственно, и усадили ))) (в нашей презентационной мини-группе было как раз три человека) Я, хоть и читала не раз и про (школьные) бенто, и про всё, что их сопровождает, всё равно была поражена, как продуманно, аккуратно и красиво смотрится, когда парту покрывают платком (фурошики), в который был завёрнут контейнер с едой, и как трогательно смотрится, когда дети, поев, всё упаковывают обратно: собирают части контейнера вместе, заворачивают в платок, убирают в специальную маленькую сумочку и относят в шкафчик, где лежат все остальные их вещи. И как стыдно, когда тебя, за неимением ничего лучшего, расстелившую на парте бумажный платочек, спрашивают: «У тебя нет фурошики?»… ((( А потом ещё раз, когда ты видишь, как все, включая учительницу (пример для подражания?) после еды достают зубные щётки и елозят ими во рту, а ты пытаешься тихонечко выполоскать возможные остатки еды при помощи кофе из термоса и проклинаешь себя за то, что не захватила в класс хотя бы зеркальце из сумочки, чтобы проверить, получилось ли у тебя или где-нибудь между зубами всё же торчит укроп или ещё что-нибудь... Благо, дети не стали нас из-за этого высмеивать ))) Хотя кто знает, что они рассказывали дома родителям?..)))

Кстати, не заметила я издевательств и в отношении мальчика с, кмк, карликовостью. То ли возраст у детей ещё не тот, чтобы кого-то гнобить, то ли воспитание, то ли сказывается то, что мальчик этот, по идее, тоже принадлежит к элите (почему только его родители не дают ему препараты, «открывающие» зоны роста?? Не такие уж они и дорогие, вроде…) Нет, над ним, конечно, подшучивали, но не зло, и никогда не исключали из общей компании. Кстати, мальчик умненький и в меру активный. Ну, и учительница его, конечно, тоже поощряет (что, кстати, тоже может сказываться на отношении других детей, потому что они видят, что мальчишка – не изгой, что за него, в случае чего, вступится учительница, которую они, кмк, все если не любят, то уважают).

Во время большой перемены (чит. обеда) во всех классах включилось школьное радио. Лично я не поняла практически ничего (( Ну, кроме викторины а-ля «угадайте, кто», которую, кстати, наш класс слушал очень внимательно и предлагал ответы. Суть была в том, что описывался ученик школы (увлечения и т.п.) и нужно было угадать, о ком речь. Причём ученики были из разных классов. Такой вот объединяющий и знакомящий всех со всеми момент :) Возможно, дети так даже друзей по интересам находят. неКстати, те, кто был в старших классах, говорили, что там на радио никто не обращал внимания, делали тише или пытались перекричать )))

Когда все поели, началось самое весёлое: мы начали создавать картину из жизни лесных животных )) Развлекалово для детей на перемене тоже было обязательным пунктом программы посещения школы ))) Наш план заключался в том, чтобы разделить детей на три группы (потому что нас трое, а детей должно было быть 12, но по факту оказалось 11) : первая группа должна была раскрашивать фон (деревья, поляна и т.п.), вторая – животных, а третья должна была складывать животных по схемам оригами. Мы подумали, что девочки, скорее всего, захотят рисовать, а мальчики – нет, поэтому для них будет оригами. В общем-то, мы не сильно ошиблись )) За тем лишь небольшим исключением, что почти никто не захотел раскрашивать животных, всем было гораздо интереснее раскрашивать деревья. В связи с этим групп у нас получилось всего две, а т.к. только я более или менее разбиралась в оригами (1000 журавлей, все дела))), то и получилось, что я оказалась окружена мужчинами ))) Лишь пару раз в работе нашего складно-бумажного кружка принимала участие девочка. Кстати, мне кажется, что она же и была той единственной, кто таки раскрасил парочку животных (лису точно видела). Самое забавное, слаженность работы между одноклассниками проявилась на каком-то мистическо-ментальном уровне: не сговариваясь, девочки сделали из поляны, окружённой деревьями, окружённое деревьями озеро, а мальчишки наделали целую кучу выдр! :lol:

Есть ещё занятный момент, касающийся выдр. Для каждой нашей схемы (а были там не только те животные, о которых мы рассказывали, но и другие) я сделала, так сказать, экспериментальный образец. Тренировалась, чтобы в случае чего помочь детям, если у них не будет получаться. Так вот, выдру я сделала из сине-белой клетчатой бумаги. Потому что мне эта расцветка не нравилась и не жалко было испоганить, в случае чего, лист ))) Но дети, видать, решили, что эта расцветка – идеальная для выдры, поэтому, как минимум, первые три выдры тоже стали клетчатыми ))) С некоторыми другими животными тоже было нечто похожее, но их в итоге сделали не так много, да и расцветки были не такими дурацкими, поэтому и не бросалось в глаза. Ну, что ж, учту на будущее ))

Что ещё? Школьной формы лично я не увидела. Наверное, нет смысла её вводить, т.к. учеников в школе – раз, два и обчёлся. В младшей школе ещё 4 класса по 10-12 человек, но в старшей школе, кажется, один-единственный класс с 4-5 учениками. Для кого форму шить? Кто её покупать будет? Какого размера? Шить на заказ для каждого конкретного ученика? А если его родителей через два месяца обратно в Японию вернут? Короче говоря, школьной формы не было. Наверное, это ещё одно отличие от типичной японской школы :)

А вообще, я очень рада, что нас заставили туда сходить! :sunny:

@темы: гайдзин, японутость